3.3.1. Пальминг
Когда вы закрываете глаза, вы, конечно, способствуете некоторому их расслаблению и отдыху. Однако, глаза, самой природой предназначенные для восприятия света, не могут пол-ностью расслабиться, когда на них падает даже ничтожное количество его лучей. Еще в пред-военные годы академиком С.Вавиловым была высказана мысль, что невооруженным взглядом можно наблюдать отдельные кванты света, а некоторое время спустя экспериментально было доказано, что человеческий глаз реагирует, когда на его сетчатку попадают всего два кванта света! Столь высокая чувствительность глаза к свету требует принятия особых мер при рас-слаблении. Только полностью исключив свет, можно дать глазам шанс получить полноценный отдых. Упражнение, позволяющее добиться этого, было введено в свою систему Бэйтсом. Он назвал его "пальмингом" (слово "пальминг" представляет собой искаженное произношение английского слова "palming". В свою очередь, "palming" происходит от слова "palm", означаю-щее в переводе на русский "ладонь").
По всей видимости, это упражнение было заимствовано Бэйтсом из немедикаментоз-ных методов лечения, издавна применяемых в Азии, в частности, в Индии и Китае. Описание аналогичных упражнений можно встретить в древних трактатах по Йоге в разделах относя-щихся к медитации и расслаблению. Нередко встречается оно и в работах современных индийских авторов по нетрадиционным естественным методам лечения (см., например, работы Агарвала Р.С. [2]-[10]; Шармы Л.К. [75]; Шивананды С. [77]).
Правильное исполнение пальминга включает в себя овладение в совершенстве его фи-зической и психической сторонами. В этом разделе мы ознакомимся с физической стороной пальминга, которая представляет собой внешнюю форму исполнения упражнения, а также од-ной из сторон психической деятельности мозга во время пальминга. Другие стороны деятель-ности психики во время пальминга, включающие в себя более сложную работу мозга, связан-ную с воспоминанием и мысленным представлением, мы изучим в последующих двух разде-лах.
Итак, что представляет собой пальминг? Мягко закройте глаза и прикройте их ладо-нями рук. При этом ладони складываются крест-накрест, так чтобы суставы первых фаланг мизинцев наложились друг на друга (см.рис 4). Пальцы рук скрестите на лбу. Ладони необходимо сложить чашкообразно, чтобы они не давили на глазные яблоки, иначе это вызовет напряжение глаз. Чтобы проверить это, откройте и закройте несколько раз глаза под ладонями. Это должно удасться свободно, без каких-либо помех.
Часто люди спрашивают, надо ли закрывать глаза, когда они прикрыты ладонями, или же их можно оставить открытыми. Специалисты по методу Бэйтса рекомендуют держать глаза закрытыми. Причина проста – чем меньше света будет пробиваться к глазам, тем большей сте-пени расслабления вы сможете добиться.
Обычно люди, пытаясь избежать попадания света под ладони рук, очень сильно прижи-мают их к лицу. Помните: никакого напряжения в руках! Кисти рук должны быть рас-слаблены. Чтобы исключить проникновение света под ладони, вам необходимо подобрать соответствующее их положение, которое так же отличается у разных людей, как различаются их индивидуальности.
Лучше всего это сделать в таком порядке. Сложите чашкообразно ладони рук и положи-те одну ладонь руки на другую крест-накрест, так чтобы основание мизинца одной руки легло на основание мизинца другой руки. Поднимите руки в таком положении и мягко опустите их вниз вдоль лица на переносицу. При этом точку пересечения оснований мизинцев можно сравнить с дужкой очков, место которой на переносице она должна занять. Тогда впадины ладоней автоматически окажутся над глазными яблоками. Следите за тем, чтобы точка пересечения мизинцев "села" на твердую часть переносицы, а не на хрящевую. Иначе вы ограничите свое дыхание, в то время как поступление кислорода, как вы позже убедитесь, играет важную роль в улучшении зрения.
Теперь поверните лицо, не снимая рук с глаз, в сторону какого-нибудь яркого источ-ника света – например, в сторону настольной лампы, люстры или солнца, если вы на улице. Глаза под ладонями должны быть открыты. Теперь вы сможете заметить, откуда пробивается свет под ладони. Исправьте недостатки в положении ладоней, сдвинув их друг относительно друга. Закройте глаза под ними. Убедитесь в отсутствии напряжения в веках и бровях.
Со временем, запомнив это оптимальное для вас положение рук, вы научитесь правиль-но делать пальминг и без использования источника света.
Здесь необходимо отметить, что то положение ладоней, с которого вы начали подбор подходящей правильной их позиции, представляет всего лишь отправную точку и не должно служить для вас догмой, не допускающей каких-либо отклонений от себя. Ваше положение ладоней лишь внешне должно напоминать эту начальную форму. Окончательно подобранное положение ладоней должно удовлетворять двум требованиям:
– глаза должны свободно открываться и закрываться под ладонями, т.е. ладони не долж-ны оказывать на глазные яблоки никакого давления;
– положение ладоней должно исключать возможность проникновения света под них и не должно требовать какого-либо напряжения рук, сильного прижатия их к лицу и т.д.
Следует обратить внимание на то, что и остальная часть рук не должна испытывать ка-кого-либо напряжения. Чтобы добиться этого, если вы делаете пальминг лежа, подложите под локти небольшую подушечку. Если вы делаете пальминг сидя, то такую же подушечку можно положить на стол, а локти опереть уже на нее. Не держите голову за счет напряжения шейных мышц. Лучше легко обоприте ее на ладони, так чтобы вес головы через локти и подушечку пришелся на опору (стол). Если у вас нет стола и вы хотите опереть локти на колени, то вам необходимо подложить подушку повыше. Очень удобна для этой цели полужесткая подушечка треугольной формы, один угол которой упирается между коленей, а плоская поверхность реб-ра, противоположного этой вершине, образует удобную опору для локтей.
Как быть, если под рукой нет подушечки или если она оказалась слишком большой или слишком маленькой для вас? Тогда вам придется делать пальминг без нее. Для правильного исполнения упражнения необходимо учесть ряд моментов.
Если вы делаете пальминг, сидя за столом, то ни в коем случае не выгибайте шею, не "переламывайтесь" в ней, не сутультесь и не горбьте спину, как это обычно бывает при непра-вильном исполнении упражнения. Такое положение не только быстро приводит к напря-жению и утомлению, но и ведет к пережатию кровеносных сосудов, проходящих через шею и снабжающих кровью мозг и глаза. Эффект будет скорее негативный, нежели позитивный. Правильный подход здесь такой: вам необходимо согнуться в пояснице, отодвинув немного стул от стола, так чтобы позвоночник и шея (фактически, шейные позвонки) находились на одной прямой. Таким образом, вы сохраните правильную "осанку" и избежите излишнего напряжения.
Если вы предпочитаете делать пальминг лежа на спине, то без подушки под локтями вы очень скоро почувствуете напряжение в руках, что разрушит цель вашей тренировки – изба-виться от напряжения. Вам тогда лучше перевернуться на живот и улечься ничком. В осталь-ном пальминг делается точно так же, как если бы вы лежали на спине. Подобное положение – ничком и закрыв глаза ладонями – можно встретить среди упражнений Йоги на расслабление.
Какое положение удобнее всего для исполнения пальминга? Вы можете принять любое удобное для вас, например, лечь или сесть. Делать пальминг стоя не рекомендуется из-за по-степенно возрастающего напряжения в руках, если у них не будет достаточно хорошей опоры. Мешает также и утомление мышц ног. Помните: во время пальминга никакого физического дискомфорта ощущаться не должно. Если он все же появился, лучше на некоторое время пре-кратить упражнение и приступить к нему позже, устранив всякие причины, вызвавшие такой дискомфорт. В таких случаях наиболее полезен принцип, предлагаемый Маргарет Корбетт – делать все понемногу, но чаще. Это в свою очередь способствует превращению таких упражнений как пальминг, соляризация, перемещения и т.д. в часть вашей жизни, в подсознательную привычку. Именно такого привычно правильного использования глаз необходимо вам добиваться.
Приступая к пальмингу, было бы полезным предварительно согреть ладони, как это ре-комендуют К.Хакетт и Л.Галтон. Зачем это нужно? Во-первых, теплые ладони более приятны для кожи лица, нежели холодные. Вы уже усвоили, что любой дискомфорт, любое неприятное ощущение – это напряжение, любое напряжение – это препятствие на вашем пути к улучше-нию зрения. Поэтому такие препятствия, по возможности, надо обходить. Второе положитель-ное свойство предварительного согревания ладоней – это усиление кровообращения в районе глаз, чему будет способствовать их тепло. Для согревания ладоней достаточно подержать их некоторое время под горячей (но не слишком) водой, интенсивно потереть одной ладонью о другую или же некоторое время энергично посжимать пальцы рук. Приливу тепла к рукам способствует и их массаж в течение непродолжительного времени.
Однако, если стоит слишком жаркая погода, то целесообразно последовать совету Р.С.Агарвала и ополоснуть предварительно руки холодной водой, сохраняя их в таком влаж-ном состоянии и во время пальминга [8, р.60]. Либо же во время исполнения этого упражне-ния вы можете воспользоваться двумя кусками влажной хлопчатобумажной ткани, положен-ной в качестве прокладки между ладонями и лицом (глазами) [10, р.143].
Пальминг считается легчайшим способом достижения расслабления. Это верно, если удастся в совершенстве овладеть обеими его сторонами – физической и психической. Вы толь-ко что ознакомились с простейшей, физической стороной пальминга. Освоение психической части пальминга начнем также с довольно простой его стадии – со стадии видения черного поля перед глазами.
Для того, чтобы вы правильно поняли и усвоили ряд основополагающих принципов деятельности психики во время пальминга, вам придется очень внимательно ознакомиться с содержанием приведенного ниже текста. Самая сложная деятельность во всей вашей трениров-ке – это деятельность мозга и, прежде всего, во время пальминга. Бэйтсом было разработано ряд канонических положений, касающихся деятельности психики во время пальминга. Если многие базовые упражнения, особенно в части динамического расслабления, претерпели суще-ственные изменения в методиках его последователей, то основные принципы пальминга оста-лись неизменными со времени первого изложения метода в печати. В этом отношении книга Бэйтса "Улучшение зрения без очков по методу Бэйтса" является своеобразной Библией для его последователей. Именно этим объясняется некоторое обилие цитат из этой книги в разделах о пальминге, воспоминании и мысленном представлении.
То, о чем вы думаете во время пальминга, очень важно для достижения вами своей це-ли – расслабления психики.
Что вы видите во время пальминга? Скорее всего перед вами предстанут всякие доволь-но яркие штрихи, кружочки, облачка, полоски и т.д. Все эти калейдоскопические проявления являются результатом психического напряжения и в реальности не существуют. Это и понятно, потому что видеть что-либо, когда глаза ваши закрыты и прикрыты ладонями, вы не можете. Таким образом, вы сталкиваетесь с работой продолжающих сохраняться возбужденными зрительных центров вашего мозга.
Таких иллюзий человек с нормальным зрением никогда не наблюдает. Во время паль-минга перед ним предстает совершенно черное, "бархатистое", как пишет П.Брэгг, поле, поле, чернота которой не имеет каких-либо изъянов. Ваша цель – также добиться такого совершенно черного поля. Степень черноты, которую вам удалось добиться, подобна манометру в паровозе. Она будет показывать глубину расслабления, достигнутого вами [44, р.26]. Достижение видения совершенно черного поля будет означать то, что вы добились идеального расслабления психики.
Здесь надо сделать несколько очень важных замечаний, от которых будет зависеть ус-пешность выполнения пальминга.
Прежде всего, надо обратить ваше внимание на то, что человек во время пальминга должен заниматься психической стороной расслабления гораздо больше, нежели его физиче-ской. Как мы уже говорили, физическое расслабление – это первое, что вы делаете, когда при-ступаете к пальмингу, т.е. во время пальминга это для вас уже пройденный этап. Вы должны быть УЖЕ физически расслабленными, когда начинаете пальминг. По мере тренировки это будет удаваться очень быстро. Многие же люди во время пальминга сосредотачивают свои мысли на глазах, на их мышцах и, так или иначе, "работают" с ними. Это ошибка. "Не пытайтесь, – пишет М.Д.Корбетт,- "осознать" (прочувствовать) глаза. Во время выполнения всех этих упражнений (прим.авторов: имеется в виду пальминг, мысленное представление и воспоминание во время пальминга) не следует обращать внимания на глаза как на физические, материальные органы, поскольку они практически не поддаются волевому управлению и даже более неуправляемы, чем сердце, тоже неуправляемый волей орган. Если вы будете сидеть, заглядывая мысленно внутрь своих глаз, то вы разрушите цель своих занятий" [47, р.24]. Вместо этого вам надо пытаться, как рекомендует Бэйтс, увидеть перед глазами совершенно черное поле. Однако и здесь многие допускают ошибки.
Прежде всего, не следует думать (что нередко встречается) о пятнышках, черточках и других разноцветных проявлениях, которые обычно видит человек с плохим зрением, когда закрывает глаза и прикрывает их ладонями. Особенно много этих иллюзий (а все эти черточ-ки, кружочки и т.д. являются не более, чем иллюзией) бывает после соляризации, и внимание пациента часто сосредотачивается на них, а не на достижении черного поля перед глазами.
Практически все приступающие к исполнению этого упражнения на представление черного поля идут неверным путем, а именно, путем попыток добиться черного поля перед глазами приложением усилия. Это совершенно неправильно.
Черного поля не надо добиваться, оно само появится автоматически, как только будет достигнута необходимая для этого степень расслабления тела и психики. Для этого нужна со-ответствующая направленность мыслей человека. Его мозг должен быть занят определенной деятельностью. Какой именно – об этом мы скажем ниже. Сейчас важно усвоить то, что уви-деть черное поле перед глазами сложно и просто одновременно. Сложно потому, что человеку иногда очень трудно понять, какие ошибки он допускает во время пальминга, что не видит черного поля. Не сразу удается ему понять, каким образом он напрягается и как устранить это напряжение. Просто же потому, что, если человек способен правильно контролировать свои мысли, свою психическую деятельность, добиться видения черного удается практически мгно-венно. Бэйтс говорит по этому поводу следующее: "Когда возмущающая мысль сменяется рас-слабляющей, косоглазие и двоение изображений прекращаются, а аномалии рефракции ис-правляются... Вне зависимости от того, какова их степень или длительность, их устранение происходит сразу же, как только пациент сможет обеспечить психический контроль. Источни-ком любой аномалии рефракции, косоглазия или какого-нибудь другого функционального на-рушения зрения, является просто мысль неправильная мысль, а ее исчезновение так же быстро, как появление мысли, которая расслабляет. В доли секунды может быть исправлена высочай-шая степень аномалии рефракции, косоглазие может исчезнуть, а слепота из-за амблиопии уменьшиться. Если расслабление достигается лишь на момент, коррекция также одномомент-на. Когда расслабление становится постоянным, коррекция также постоянна" [16, р.56].
Установлением такого прочного контроля над своими мыслями и объясняются те слу-чаи чудесных исцелений (буквально за несколько минут), которые описывают в своих работах последователи Бэйтса. Добиться такого обычно удается единицам. В большинстве же случаев лечение отнимает некоторое время. Сам Бэйтс говорит об этом так: "Время, необходимое для достижения непрерывного улучшения зрения, изменяется в значительных пределах для разных людей. В некоторых случаях достаточно 5-15 минут и, думаю, наступит время, когда станет возможным быстро помочь любому. Это вопрос лишь накопления большего числа фактов и такого их преподнесения, которое позволит быстро понять и усвоить их. Сегодня, однако, час-то приходится растягивать лечение на недели и месяцы, хотя аномалия рефракции может быть не большей как по величине, так и по продолжительности существования, чем в тех случаях, которые быстро излечивались" [16, р.48] (по этому поводу смотри также главу 7).
Иногда встречаются такие трудные случая, когда человек никак не может добиться ви-дения черного поля перед глазами. Обычно в этих случаях он начинает напрягаться, пытаясь во что бы то ни стало "разглядеть" черное. Особенно часто видение черного поля перед глазами затрудняется в условиях, когда человек болен, раздражен, испытывает какие-либо отрицательные эмоции и т.д., т.е., когда его психика выведена из состояния равновесия. В таких случаях всегда лучше отказаться от пальминга или попытаться проделать некоторые более "механические" расслабляющие упражнения типа больших поворотов, соляризации или морганий. Они помогут вам успокоиться. После этого вы можете попытаться сделать пальминг.
Сверхусердные попытки добиться видения черного поля могут довести человека даже до судорожных состояний. В случае неудачи лучше прекратите занятия и попытайтесь вер-нуться к ним позже.
В ряде случаев полезным оказывается обращение к воспоминанию черных объектов (см.раздел 3.3.2.). Обычно для этого берется любой объект черного цвета и рассматривается с расстояния, на котором он виден для вас лучше всего. Потом глаза закрываются, прикрывают-ся ладонями и вы вспоминаете этот объект. Если он вспоминается хорошо, то весь фон стано-вится черным. Если же воспоминание объекта в черном цвете затруднено и поле перед глазами не становится черным спустя несколько секунд, а имеет какой-нибудь другой цвет, например, серый, то тогда весь процесс надо повторить заново. Но и здесь вас может подсте-речь усилие. Поэтому, если вы захотели вспомнить какой-нибудь черный объект, например, черную кошку, и не смогли сразу этого добиться, то прекратите делать пальминг. Лучше по-пытаться сделать это некоторое время спустя. Либо же надо поменять объект вашего мыс-ленного представления, например, преставляйте вместо черной кошки черную шляпу.
Характерной ошибкой при достижении черного поля, как и при достижении "видения" черных объектов является попытка сконцентрироваться на этом поле или объекте. При этом всегда прикладывается усилие. Бэйтс пишет в своей книге: "Достичь цели усилием или попыт-кой "сконцентрироваться" на черном невозможно. Под концентрацией обычно понимают делание или думание только об одной вещи. Но это практически невозможно, а попытка сделать невозможное и есть напряжение. Человеческий ум не способен думать только об одной вещи. Он может думать об одной вещи лучше, чем обо всем остальном и находится в состоянии покоя только тогда, когда именно так и поступает. Но думать только об одной вещи он не способен" [16, р.74]. "...Расслабление, – продолжает свою мысль Бэйтс, – ... нельзя достичь каким-либо видом УСИЛИЯ. Главным является, чтобы человек понял это. Пока он думает, сознательно или бессознательно, что избавление от напряжения можно достичь другим напряжением (усилием), улучшение будет заторможено" [16, р.56].
Вернемся еще раз к словам Бэйтса о том, что следует понимать под концентрацией. Го-воря о различном смысле, вкладываемом в слово "концентрация" Бэйтсом и обывателями, надо отметить следующее. Словари определяют слово "концентрация" как "сосредоточение ... чего-либо в каком-либо месте" [84, с.624]. Однако, как пишет Бэйтс, такое понимание кон-центрации в отношении мышления человека неверно. Попытайтесь сосредоточить свой взгляд и внимание на какой-либо маленькой букве на проверочной таблице или в книге в течение некоторого времени. Не пройдет и одной-двух минут, как изображение вашей буквы начнет расплываться, и вы совершенно неожиданно поймаете себя на том, что думаете вовсе не о букве, а о чем-нибудь другом. Вы снова попытаетесь вернуться к букве, но все повторится снова, независимо от того, смотрите ли вы на реальную букву или же представляете, что смотрите на нее. Не зависит результат и от дистанции до объекта вашего внимания. Таким образом, процесс концентрации представляет собой непрерывное возвращение мысли от сторонних объектов к объекту вашего внимания.
Относительно недавно проведенные исследования предоставили в распоряжение уче-ных новые сведения о характере концентрации. Как известно, в основе концентрации лежит внимание. Состояние внимания, которое, казалось бы, может быть непрерывным, на самом деле прерывисто. Просто объект внимания является центром, точкой, куда внимание возвращается вновь и вновь [8, р.196].
Обычно описанные ранее способы достижения видения черного поля дают свои резуль-таты. Некоторым людям удается практически идеально видеть черное поле в течение ощутимого промежутка времени. Для других же видение поля длится не очень долго – всего 3-5 секунд. Здесь проявляется дискретность внимания, о которой мы говорили выше. Тогда в дело должны вступить центральная фиксация и перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной части одного и того же объекта на другую часть этого же объекта.
Центральная фиксация (см. раздел 3.4.1.) поможет вам сохранить внимание на черных объектах длительное время. Бэйтс пишет, что когда люди "научатся видеть одну часть черного объекта чернее, чем весь объект в целом, они смогут вспоминать эту меньшую по размерам площадь в течение более длительного времени, чем вспоминали бы большую по размерам площадь. Это даст им возможность, когда будут делать пальминг, больше времени видеть чер-ное" [16, р.71]. Центральная фиксация на практике невозможна без непрерывного перемещения взгляда и внимания, иначе это вызовет напряжение. Бэйтс также обращает внимание на необходимость непрерывного перемещения мысленного взора: "Невозможно видеть, вспоминать или представлять что-либо, даже в течение секунды, без перемещения с одной части объекта на другую или к какому-нибудь другому объекту и вновь обратно. Попытка сделать это всегда приводит к напряжению. Тот, кто думает, что он вспоминает чер-ный объект непрерывно, на самом деле подсознательно сравнивает его с чем-нибудь не таким черным, иначе его цвет и положение будут беспрерывно меняться. Даже такую простую вещь, как точка, невозможно вспоминать совершенно черной и совершенно неподвижной более, чем доли секунды.
Когда перемещение не осуществляется бессознательно, его надо делать сознательно. Например, вспомните один за другим черную шляпу, черный башмак, черное вельветовое пла-тье, черную плюшевую занавеску или складку на черном платье или занавеске, удерживая ка-ждую вещь в памяти не более доли секунды. Многим людям помогает перебор в памяти всех букв алфавита по очереди, вспоминая их совершенно черными. Другие предпочитают переме-щаться с одного маленького черного объекта, такого как черная точка или маленькая буква, на другой или "раскачивать" такой объект способом, который будет описан позже" [16, р.71].
Поэтому в достижении видения черного поля вы активно будете пользоваться и упраж-нениями на перемещение и раскачивание (см.раздел 3.4.2.). Вот простой пример исполь-зования перемещения в видении черного объекта. Посмотрите на какую-нибудь букву и не-прерывно перемещайте взгляд с одного бока этой буквы на другой. Потом проделайте то же самое мысленно во время пальминга (подробнее о технике исполнения этого упражнения см.раздел 3.4.2.). Вы убедитесь, что таким способом удается удерживать внимание на одном объекте неопределенно долго. Этот способ концентрации действительно полезен для зрения.
Таким образом, когда вам удалось добиться представления, например, черной шляпы, то никогда не фиксируйте свой мысленный взор в одной ее точке. Вместо этого начните свое ма-ленькое путешествие по ней – сначала вдоль краев полей, потом вверх, по диагонали и т.д. Ва-ша фантазия в таких мысленных образах ничем не ограничивается. Главное – это то, чтобы ва-ши упражнения во время пальминга были занимательны и интересны.
Когда вы неожиданно вспомните про свое поле зрения, то окажется, что вы просто не помните, каким оно было, потому, что оно было абсолютно черным, т.е. на нем ничего не было ни штрихов, ни кружочков, ни черточек.
В ряде случаев люди, думая что они достигли идеальной черноты поля, недоумевают, почему не наступает заметного улучшения зрения. Такое улучшение обязательно должно на-ступить, если ваше расслабление действительно было идеальным или близким к идеальному. Степень расслабленности в таких случаях можно проверить спосбом, который рекомендует Бэйтс [16, р.71-72]. Этот способ поможет вам понять, действительно ли вы добились макси-мальной степени черноты поля зрения или все же "не добрали". Вспомните кусочек белого ме-ла на фоне черного поля, который вы видите. Представьте на меле букву "Ф", такую же чер-ную, как и фон. Затем забудетьте про мел и вспоминайте только букву "Ф" (причем одну ее часть лучше всех остальных, т.е. используйте центральную фиксацию) на черном фоне. За ко-роткое время все поле может стать таким же черным, как и более черная часть "Ф". Этот про-цесс можно повторять с постоянным увеличением черноты поля.
Другой способ достижения черного поля – это "закрашивание" тех изъянов в его черно-те, которые предстают перед вашими глазами. Чтобы вы поняли, как это делается, мы вам рас-скажем, как этого добилась одна из пациенток Бэйтса. "Одна женщина, – вспоминает в своей книге Бэйтс, – когда она закрывала глаза и прикрывала их ладонями рук, видела настолько яр-кое серое, что была в полной уверенности, что видит его своими глазами. Вместо того, чтобы просто представлять черное, она научилась стирать из памяти почти все серое, представляя сначала одну черную букву "C" на сером фоне, потом две черные буквы "С" и, наконец, мно-жество перекрывающих друг друга букв "С"" [16, р.72].
Может случиться так, что вам так и не удастся на первых порах увидеть идеально чер-ное поле. Но даже та степень черноты, которую вы достигнете, полезна. С ее помощью вы по-степенно сможете научиться видеть поле еще более черного цвета. Вспоминая эту черноту, вы представите оттенок черного еще большей глубины и т.д. В дальнейшем вы будете активно использовать это свойство мозга, например, при рассматривании букв на проверочной таблице или в книге. Проделайте простое упражнение.